Исламская философия — совокупность философских учений,
разрабатывающихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока,
принявших мусульманскую веру и пользoвавшихся в основном арабским
языком (реже — персидским языком). Позднее начинают всё чаще появляться
труды на национальных языках исламских стран (турецкий, урду и др.).
Иногда в рамках исламской философии рассматриваются также труды
средневековых еврейских философов, написанные на арабском языке и
испытавшие явное влияние исламской религиозной доктрины. Современные
исламские философы нередко также пишут на английском языке, поскольку
их труды ориентированы на знакомую с английским языком элиту арабских
стран, Пакистана (где английский является официальным), а также
мусульманскую диаспору в странах Запада.
В наши дни исламская философия претерпела значительные изменения, в том
числе под влиянием западной цивилизации и философии. Термин «арабская
философия» — не единственный, который употребляется в этом значении.
Философы и историки философии говорят также об «исламской философии»,
«арабо-мусульманской философии», «философии Арабского Востока» и т. п.
Ввиду того, что ислам в мусульманских странах является обязательной
доктриной, в этих странах существуют своеобразные гибриды традиционных
направлений философии с исламской теологией (политическая концепция М.
Каддафи, политико-эпистемологическая концепция «исламской демократии»
А. Соруша и др.). При этом в настоящее время арабоязычная философия
оказывает значительное влияние на философскую мысль Ирана, тогда как
обратная тенденция не наблюдается — работы иранских философов в
арабском мире малоизвестны.
История В развитии исламской философии можно выделить три основных этапа:
классический, или средневековый (8-15 вв.);
позднее Средневековье (16-19 вв.);
современность (вторая половина 19 — 21 вв.).
Возникновение арабской философии связано с деятельностью ранних представителей калама (рационального богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии.
В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших ее комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии.